Открытые курчатовские чтения школьников

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении ХIV Открытых Курчатовских Чтений школьников

(г. Заречный, Свердловская область).


1. Цели и задачи

  • формирование объективных взглядов в отношении атомной энергетики;
  • профориентация учащихся на работу в атомной отрасли;
  • формирование интереса к потенциалу и перспективам развития атомной отрасли;
  • стимулирование учебно-исследовательской деятельности учащихся.

2. Хронология и статус

Открытые Курчатовские чтения школьников (далее – Чтения) проводятся с 2004 года ежегодно для учащихся школ как городского округа Заречный, так и других территорий.

ХIV Открытые Курчатовские Чтения школьников посвящены 25-летию АО «Концерн Росэнергоатом».


3. Организаторы Чтений

  • Белоярская АЭС;
  • Управление образования городского округа Заречный;
  • Средняя школа №1 г. Заречный,
  • «Информационный центр по атомной энергии» (АНО «ИЦАО», г. Екатеринбург).

4. Оргкомитет, координатор и кураторы Чтений

Для организации Чтений создаётся Оргкомитет, возглавляемый руководителем Управления информации и общественных связей Белоярской АЭС.

Координатором работ по подготовке и проведению Чтений является Управление информации и общественных связей (далее – УИОС) Белоярской АЭС.

В организации Чтений принимает участие «Информационный центр по атомной энергии» (г.Екатеринбург, АНО «ИЦАО»).


5. Участники Чтений, руководители и консультанты работ.

Участники Чтений – учащиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов школ.

Руководителями работ являются педагогические работники (учителя школ, педагоги учреждений внешкольного образования и творческого развития школьников), а также родители учащихся или иные наставники в рамках их общественной деятельности.

Консультантами могут выступать работники профильных организаций, опытные специалисты в данной сфере знаний, ветераны атомной отрасли. Подбор консультантов может осуществляться участниками самостоятельно. За консультативным содействием можно обращаться в Совет ветеранов Белоярской АЭС (г.Заречный, здание РЦ «Малахит», тел. 3-84-44, 3-84-33, baes-s@mail.ru).


6. Авторство и соавторство работ

Работа, представляемая на Чтения, должна быть выполнена только одним автором – участником Чтений. Соавторство двух и более лиц в выполнении одной работы не допускается.


7. Сроки проведения, программа и секции Чтений, тематика работ.

Чтения проводятся 16 - 18 февраля 2017 года.

Программа Чтений:

  • 16 февраля (четверг) – торжественное открытие Чтений; конкурсные слушания работ по секциям (актовый зал и аудитории школы № 1 города Заречного Свердловской области).
  • 17 февраля (пятница) – экскурсии участников Чтений и руководителей работ в «Информационный центр по атомной энергии» (г.Екатеринбург).
  • 18 февраля (суббота) – пленарное заседание (представление участниками лучших работ), церемония подведения итогов и награждения победителей, театрализованное представление участниками «визитных карточек» образовательных учреждений (актовый зал и аудитории школы № 1 города Заречного Свердловской области).

Конкурсные чтения работ осуществляются в следующих секциях:

  • Гуманитарные аспекты атомной энергетики (сокращённое название – Гуманитарная секция);
  • Экологические и биологические аспекты атомной энергетики (сокращённое название – Эколого-биологическая секция);
  • Научно-технологические аспекты атомной энергетики (сокращённое название – Научно-технологическая секция);
  • Инженерно-технические аспекты атомной энергетики (сокращённое название – Инженерно-техническая секция).
Распределение работ по секциям производит УИОС на основании поданных образовательными учреждениями сводных списков участников с обозначенными темами их работ.

Примерная тематика секций определена в Приложении А. Перечень тем не является исчерпывающим: разрешается и приветствуется проявление инициативы самими участниками Чтений в рамках заданных направлений.

Обязательное условие: тема работы должна иметь чёткую и логически обоснованную связь с атомной наукой, атомной энергетикой или атомной промышленностью, либо с территориями размещения таких предприятий (в контексте взаимосвязи между территорией и деятельностью предприятия).


8. Порядок подачи заявки на участие в Чтениях

Заявки на участие в Чтениях подаются уполномоченными сотрудниками образовательных учреждений в УИОС по электронной почте копиями в два адреса: info-1@belnpp.ru, kch-bnpp@yandex.ru не позднее 15 декабря 2016 г. в виде сводных списков участников в электронном виде по форме таблицы в формате Word (.doc). В списке должна быть отражена следующая информация: фамилия, имя и отчество участника (полностью), наименование и номер образовательного учреждения и класса, название работы, ФИО руководителя работы, ФИО рецензента (если он уже определён).


9. Порядок оформления, рецензирования и предоставления работ

Подробные требования к оформлению материалов изложены в методическом пособии, которое рассылается УИОС по школам и по запросам участников в электронном виде.

Предоставляемые работы должны быть оформлены в виде исследовательских или аналитических отчётов, эссе, разработанных проектов Интернет-сайтов. Рефераты к участию в конкурсе не допускаются.

Рецензирование работ осуществляется опытными специалистами в данной сфере знаний. Подбор рецензента осуществляют участник Чтений или руководитель работы самостоятельно, при необходимости обращаются в Совет ветеранов Белоярской АЭС (г. Заречный, здание РЦ «Малахит», тел. 3-84-44, 3-84-33, baes-s@mail.ru), или в УИОС.

В случае обращения за рецензированием в УИОС участники Чтений предоставляют выполненные работы в электронном виде по электронной почте копиями в два адреса: info-1@belnpp.ru, kch-bnpp@yandex.ru не позднее 23 января 2017 года. После получения рецензии от рецензента УИОС высылает её отправителю работы в электронном виде по обратному адресу е-майл.

Форма составления рецензий предоставляется УИОС по школам и по запросам участников в электронном виде. В рецензии отображаются: название работы, ФИО автора, номер школы и класса, соответствие работы заданной теме, указание объёма пояснительной записки и графического материала, а также таблица выставленных оценочных баллов (от 1 до 5) по следующим критериям:

  • Оценка собственных достижений автора (обоснование актуальности темы, новизна работы; самостоятельность автора в выполнении работы; достоверность результатов работы; практическая значимость работы, возможность использования результатов);
  • Эрудированность автора в рассматриваемой области (аналитичность, качество обзора и полнота использования источников информации, новейших научных знаний и технических идей; знакомство с современным состоянием проблемы; владение научной терминологией);
  • Структурно-содержательный компонент (формирование целей и задач работы; логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления; глубина раскрытия темы, качество разработки основного содержания, оценка полученных результатов; структурное оформление работы; наличие и содержание иллюстративного, графического материала; качество оформления, языковая грамотность; оригинальность предлагаемых решений).


Выполненные работы в обязательном порядке предоставляются по электронной почте копиями в два адреса: info-1@belnpp.ru, kch-bnpp@yandex.ru в УИОС Белоярской АЭС для формирования архива работ. В дальнейшем эти работы могут быть использованы УИОС на безвозмездной основе для частичной или полной публикации в научно-технических сборниках, буклетах и т.д. с указанием автора работы и педагога-руководителя.

Полностью завершённые работы (проекты), содержащие также краткие аннотации и рецензии, предоставляются участниками в распечатанном виде председателям жюри по секциям в день проведения Чтений.


10. Состав жюри. Критерии оценки работ. Лауреаты и номинации Чтений.

Состав жюри формируется из опытных специалистов предприятий атомной отрасли, научных и высших образовательных учреждений профильной сферы, «Информационного центра по атомной энергии» (АНО «ИЦАО», г.Екатеринбург), а также ветеранов атомной промышленности.

При оценке работ учитываются следующие элементы:

  • актуальность решаемой проблемы, сложность темы, соответствие содержания работы сформулированной теме, поставленной цели и задачам (от 1 до 10 баллов),
  • чёткость структуры работы, качество оформления, соблюдение установленного объёма печатного экземпляра работы (основной текст пояснительной записки не более 15 машинописных листов плюс приложения) и других требований, изложенных в методическом пособии «Правила выполнения и оформления работ, предоставляемых на Открытые Курчатовские чтения школьников» (от 1 до 10 баллов);
  • уровень самостоятельности выполнения работы (от 1 до 10 баллов), 
  • аналитичность обзора источников информации (от 1 до 10 баллов),
  • оригинальность концепции, новизна предлагаемых решений, творческий подход, обоснованность предложенных решений (от 1 до 10 баллов),
  • владение знаниями по предмету исследований, точность, ясность и лаконичность изложения материала (от 1 до 10 баллов), 
  • имеющиеся практические результаты (если есть) и возможность реального использования выводов и предложений (от 1 до 10 баллов),
  • качество устного доклада, чёткость и правильность ответов на вопросы жюри (от 1 до 10 баллов).
Таким образом, минимально возможное число выставленных участнику баллов составляет 8, максимально возможное – 80.

Оценка работы рецензентом принимается членами жюри во внимание, но при подсчёте итоговых баллов за защиту работы математически не учитывается.

Победители определяются по сумме набранных баллов. Жюри секции определяет не более 1 лауреата на каждое призовое (1-е, 2-е, 3-е) место.

Помимо этого, жюри секции может отметить участников, особо отличившихся в отдельных номинациях (например «За аналитичность», «За чёткость изложения» и т.д.) – но не более 3-х человек на одну секцию. По своему статусу номинация приравнивается к 4-му месту в данной секции.


11. Награждение победителей

Победители (лауреаты и отмеченные в номинациях) награждаются дипломами Белоярской АЭС и памятными сувенирами.

Победители и номинанты Чтений во взаимодействии с «Информационным центром по атомной энергии» (г.Екатеринбург) направляют свои работы на региональный этап Всероссийского конкурса «Атомная наука и техника».

Дипломы победителей (лауреатов и отмеченных в номинациях) могут учитываться в качестве дополнительного преимущества при заключении договоров на целевое обучение в профильных ВУЗах от Белоярской АЭС.

Руководители работ учащихся, ставших лауреатами и отмеченных в номинациях, награждаются дипломами и памятными сувенирами.

 





Приложение А
к Положению о проведении
ХIV Открытых Курчатовских чтений
школьников


СЕКЦИИ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ


Секция № 1 «Гуманитарные аспекты атомной энергетики» (предметы: экономическая география, история, обществоведение):

 взаимосвязь атомной энергетики и социально-экономического развития города или области; влияние атомных предприятий на качество жизни людей; гуманитарные вопросы взаимодействия общества и ядерной сферы; история создания гражданских и военных направлений атомной отрасли; биографические очерки о выдающихся работниках атомной отрасли; организация связей с общественностью; психологическое обеспечение персонала АЭС; социологическое изучение общественного мнения по отношению к атомной энергетике, атомная энергетика как условие устойчивого развития города (социально-экономические аспекты развития города, конкурентные преимущества атомной энергии относительно других видов энергии, безопасность жителей городов) и т.д.


Секция № 2 «Экологические и биологические аспекты атомной энергетики» (предметы: биология, химия, физика):


взаимное влияние технического развития человечества и природы на территориях размещения АЭС; реальная и возможная роль разных видов энергетики для человека и экологии; различные способы решения экологических задач; прогнозирование и предотвращение экологических кризисов; выявление реальных экологических проблем на территориях размещения АЭС; анализ влияния радиации на человека, животный и растительный мир; исследование применения ионизирующих излучений в медицине и в других биологических сферах науки и промышленности и т.д.


Секция № 3 «Научно-технологические аспекты атомной энергетики» (предметы: физика, химия):


ядерно-физические и радиационно-химические исследования; создание новых ядерных технологий в гражданской и военной сфере; горизонты и новые направления развития науки в атомной отрасли; научный поиск новых источников энергии; перспективы замкнутого ядерно-топливного цикла в его сравнении с открытым ядерно-топливным циклом; обращение с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом и т.д.


Секция № 4 «Инженерно-технические аспекты атомной энергетики» (предмет: физика):


особенности традиционных (ГРЭС, ГЭС, АЭС) и нетрадиционных (ветровые, солнечные, геотермальные и др.) видов электростанций, их систем или оборудования; особенности ядерных реакторов разных типов; вопросы безопасности и надёжности в атомной энергетике; и т.д.


Творческий выбор школьников не ограничен: в рамках указанных секций каждый может сформулировать свою тему, которая ему наиболее интересна. Тема работы должна иметь чёткую и логически обоснованную связь с атомной наукой, атомной энергетикой или атомной промышленностью, либо с территориями размещения таких предприятий (в контексте взаимосвязи между территорией и деятельностью предприятия).